В МОСКВЕ МОГУТ ЗАПУСТИТЬ ТРАМВАЙ НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ

В МОСКВЕ МОГУТ ЗАПУСТИТЬ ТРАМВАЙ НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ

В Москве могут запустить трамвай на магнитной подушке Суперсовременный состав не касается стального полотна и передвигается без машиниста

Вот так выглядит трамвай будущего - он способен передвигаться с помощью магнитной подушки.

Нет, ребята, это не шутки.

Трамвай на электромагнитной подвеске проходит сейчас испытания в Московском институте теплотехники и, вполне возможно, станет частью городского транспорта, заменив, например, монорельс на ВДНХ.

Максимальная скорость - 60 км/ч - в городской черте этого достаточно.

При этом система магнитной левитации - это не что-то принципиально новое, а, скорее, хорошо забытое старое.

Первые опыты в этом направлении в нашей стране начались ещё при царе. А в конце 1970-х, при Брежневе, бесколёсная 100-килограммовая тележка впервые под-нялась над рельсом на 15 мм. Ещё чуть позже экспериментальную эстакаду дли-ной почти один километр построили в Раменском. После чего Союз развалился и испытания по понятным причинам прекратились.

Испытания нового трамвая проходят в Московском институте теплотехники.

За границей тем временем внимательно следили за нашим опытом. Дивились. И даже приезжали учиться (Китай, например).

Сейчас зарубежные магнитопланы гоняют со скоростью 600 км/ч, конкурируя с самолётами. Но всё же пока остаются экзотикой (слово «пока», очевидно, ключевое, не за горами открытие регулярного движения между городами - в Японии, напри-мер).

Ничего. Мы тоже не лыком шиты. Наш трамвай ихнего не глупее.

НЕ ПОЕХАЛИ, А ПОЛЕТЕЛИ

Учитывая специфику института (а именно в нём разработали ракетные комплексы «Ярс», «Тополь», «Булава» и другие), лично мне беспилотная модель городского трамвая представлялась более эпичной. Может быть, даже с хвостовым оперением как у ракеты. И хищным заострённом носом. Однако на месте я увидел два знако-мых вагончика, очень похожих на монорельсовые. Две раздвигающиеся дверцы. В салоне - посередине - вертикальный поручень. И восемь сидений. Всё.

Машинист такому составу не нужен - трамвай едет сам по приборам.

Ещё одна детская фантазия также разбилась о чудо инженерной мысли. Я-то думал, что после слов «земля, прощай» состав сиганёт в воздух (ну хотя бы на полметра) и пошурует «по пару, по пару», как помните у Буркова в фильме «Печки-лавочки»?

Нет. Тронулся как обычный поезд. И плавно поехал.

Так в чём же тогда фокус?

Конструктор новой системы Владимир Шанаев: «С помощью электромагнитов мы можем изменять силу притяжения тележки».

  • В том, что этот состав не давит на верхнее полотно ходовой балки - проще говоря, не касается его колёсами, - пояснил «КП» конструктор новой системы Владимир Шанаев. - А почему так происходит? Почему трамвай ничего не весит? Да потому что снизу этой балки установлены электромагниты. И мы с их помощью мо-жем изменять силу притяжения тележки. Условно, если масса состава 8 тонн, то магниты настраиваем тоже на 8 тонн. Зрительно колесо как будто стоит на ходовой балке. Но при этом его можно покрутить.

  • То есть какое-то минимальное расстояние между колесом и балкой всё-таки есть? - наконец, сообразил я. - Меньше миллиметра. Сто микрон, например?

  • Именно так, - ответил конструктор.

  • Тогда почему не добавить тока? - не выдержал я. - Чтобы трамвай повис в возду-хе. И это было видно.

  • Корейцы так и делают. У них тележки поднимаются на семь миллиметров. Мы этот режим тоже можем использовать, но, честно говоря, не видим смысла. Мы же и так обезвесили состав.

Металлические обрезиненные колеса поднимаются над балкой и поезд разгоняется с по-мощью электромагнитов.

Короче, зрительно новинка ничем не отличается от монорельса, который курсирует по ВДНХ. При этом никакого трения нет. Колёса не изнашиваются (их можно исполь-зовать лишь в том случае, если кончится ток).

ДЕШЕВЛЕ МЕТРО В ДЕСЯТЬ РАЗ

Возникает ещё один вопрос. А зачем это вообще делать? Если есть уже и метро, и обычные трамваи.

Отвечает генеральный директор компании «Национальные магнитолевитаци-онные дороги» Валентин Занин:

  • Строительство такой системы (на электромагнитах) обойдется в десять раз де-шевле, чем строительство метро. И в пять раз дешевле при эксплуатации. Ни-каких тебе капитальных ремонтов. Электричества тратится меньше. Поэтому по со-вокупности такой состав превосходит любой вид транспорта в разы. И не зря эту си-стему активно развивают во всём мире. Японцы строят дорогу длиной три тысячи километров. Добраться из пункта А в пункт Б со скоростью 600 км/ч получится быстрее самолета. Потому что пока ты доберешься до аэропорта, пока по прилете дождёшься багаж, пока оттуда уедешь… Плюс безопасность. Некоторые люди по сей день боятся летать.

Генеральный директор компании «Национальные магнитолевитационные дороги» Вален-тин Занин: «Наш трамвай выгоднее любого городского транспорта».

Что касается трамваев, то магнитопланы в эксплуатации также дешевле.

  • Но это именно в эксплуатации, - подчёркивает конструктор Шанаев. - Строитель-ство трассы обойдётся дороже, потому как в черте города для такого трамвая нужна эстакада.

Кстати. Ещё один любопытный момент. Машинист магнитоплану не нужен. Едет он, что называется, по приборам. И перегородить ему путь не сможет никакой таксист. Потому как эстакада с ходовой балкой будет иметь высоту до семи метров. Монорельс, курсирующий по ВДНХ с 2003 года, также имеет функцию беспилотника, но так уже повелось, что её не используют.

  • Видимо, чтобы люди не боялись ездить, - улыбается Занин. - Как это так, поезд - и без машиниста?..

Внутри, как на монорельсе ВДНХ, предельный минимализм.

После того, как в институте теплотехники обкатают новую трамвайную модель, её для использования предложат в разных городах страны. Например, в Питере уже заинтересовались этой разработкой. А в столице поговаривают о том, что магнито-план может с успехом заменить монорельс, на обслуживание которого город тратит немалые деньги (как минимум, один миллиард рублей в год).

КАК ТРАМВАЙЧИК НАЗОВЁТЕ

Ещё возник и такой вопрос. А как назвать это чудо техники? Не именно этот экзем-пляр, а всю будущую серию в принципе.

По логике, должно быть что-то птичье. Но! «Сапсан» уже занят. «Иволга», «Стриж» и «Ласточка» тоже.

Может, «Скворец» или «Чибис»?

Макет, который сейчас испытывают, имеет 12 электромагнитов (мощность каждого - порядка 2 кВт) - в дальнейшем их будет больше.

Конструктор электромагнитной монорельсовой системы Владимир Шанаев над этим пока не думал. Сказал:

  • Может, читатели «КП» чего подскажут?

А фотокор «КП» Михаил Фролов предложил назвать «Крокодил».

  • Почему «Крокодил»? - не понял я. - Он же не летает…

  • А как же тот старый анекдот, в котором солдат спрашивает у прапорщика. «Това-рищ прапорщик, а крокодилы летают?». «Нет, - отвечает тот, - не летают… Шо за идиотские вопросы». «А товарищ майор сказал, что летают…». Прапорщик, слегка задумавшись: «Ну вообще-то летают… Но низЭнько, низЭнько…».