МАЗ-7917 — УНИКАЛЬНОЕ ШАССИ ДЛЯ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА «ТОПОЛЬ»

МАЗ-7917 — УНИКАЛЬНОЕ ШАССИ ДЛЯ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА «ТОПОЛЬ»

Вторая Мировая Война заставила пересмотреть подход к развитию автомобильной промышленности. Такое же явление затронуло и Советский Союз. Нагрянувшая беда показала, что страна совершенно не подготовлена к резким переменам, в плане транспортного оснащения. Именно поэтому, сразу после завершения боевых действий, в 1945 году многие предприятия СССР приступили к созданию новой военной техники. Нужно было обеспечить автопарк современными и мощными машинами. В оснащении предусмотрели новый силовой агрегат с 12 цилиндрами и турбонаддувом.

Межконтинентальный комплекс “Тополь” и “Тополь-М” - машины, которые еще в годы Холодной войны несли в себе всю силу и мощь ракетных войск. Уникальный для своего времени и автомобиль МАЗ-7917. Он имел необычную конструкцию, которая вызывает интерес даже сегодня. Чтобы реализовать созданную концепцию автономного ракетного комплекса, понадобилось надежное шасси. Основное внимание уделяли его грузоподъемности, которая должна была составлять не менее 50 тонн. Проектирование ракеты начали в 1976 году. Почти в это же время на Минском автомобильном заводе приступили к созданию шасси, которое в будущем обрело заводской индекс 7917. В качестве основы решили взять модель МАЗ-7912. На него поставили новую кабину, которая имела 3 посадочных места.

Колесная формула новой техники была представлена в виде 14х12. Снаряженную массу специалисты определили на 32.5 тонны, а грузоподъемность достигала 63 тонн. Интересно, что в конструкции задействовали нечетное количество колесных пар - 7. Это было сделано для того, чтобы унифицировать технику с теми разработками завода, которые были созданы ранее. Большое внимание уделяли модели МАЗ-547. Поэтому передние пары колес были управляемыми. Нестандартная конструкция привела к тому, что 4 ось не была ведущей, из-за чего ее пришлось дополнительно усиливать. Дело в том, что во время прохождения неровностей, на мост шла основная нагрузка от комплекса - почти 105 тонн.

Расход на 100 км составлял 200 литров, но в условиях реального использования он мог доходить до 350 литров

В оснащении предусмотрели новый силовой агрегат с 12 цилиндрами и турбонаддувом, который выдавал 720 л.с. Его дополнили предпусковым подогревателем, который разогревал мотор при -40 градусах до рабочего состояния всего за полчаса. Совместно с агрегатом функционировала 4-ступенчатая КПП. На заводе предусмотрели гидропневматическую подвеску независимого типа. Водитель имел возможность тормозить двигателем в режиме блокировки второй передачи. Диаметр колес составлял 25 дюймов, а ширина 60 см., они дополнялись системой подкачки.

Разгоняться транспорт мог до 40 км/час за 65 секунд

При создании техники пытались использовать большее количество легких материалов - титан и высокопрочный пластик. Это обеспечивало соотношение грузоподъемности к массе в -2.2. Разгоняться транспорт мог до 40 км/час за 65 секунд. Расход на 100 км составлял 200 литров, но в условиях реального использования он мог доходить до 350 литров. Вся техника рассчитывалась на пробег 18 000 км, а срок службы был не менее 10 лет. Но чаще всего эти ракетоносцы проходили намного больше, что в очередной раз подтверждает прочность конструкции.

ИТОГ: МАЗ-7917 - уникальное шасси для ракетного комплекса “Тополь”. Техника отличалась высокой грузоподъемностью и надежностью в работе.